О чем спор

Альфа-банк должен выплатить более 6 млрд руб. по иску «Стройновации» (входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова), решил Арбитражный суд Москвы в пятницу. Об этом рассказали РБК представитель «Суммы» и представитель Альфа-банка.

В 2011 году Альфа-банк выдал «Стройновации» банковскую гарантию на ​14,2 млрд руб. в обеспечение контракта с Росжелдором на строительство первого участка железнодорожной ветки Кызыл (Тува)  — Курагино (Красноярский край) (длина — 147 км, стоимость — 44,3 млрд руб.).

Предполагалось, что строительство железной дороги будет идти параллельно с разработкой Элегестского угольного месторождения. Лицензия на право добычи угля на месторождении на тот момент была у Енисейской промышленной компании (ЕПК), принадлежавшей бывшему сенатору Сергею Пугачеву. ЕПК должна была также финансировать строительство второго участка железной дороги (225 км). Но выяснилось, что у компании серьезные финансовые проблемы: в июне 2011 года ЕПК попытались выкупить у Пугачева бизнесмен Руслан Байсаров и его партнер по Русской медной компании Игорь Алтушкин, однако они обнаружили, что у ЕПК есть долг перед структурами Межпромбанка на 60 млрд руб. Тогда Байсаров сообщил президенту Владимиру Путину, что из-за долгов компания не сможет построить свою часть дороги, писали «Ведомости» со ссылкой на письмо бизнесмена. Проект встал, и государство решило, что финансировать первый участок дороги нецелесообразно.

В начале 2013 года «Стройновация» получила от ФГУП «Единая группа заказчика» Росжелдора письмо с уведомлением о расторжении контракта и требованием вернуть аванс — чуть больше 5 млрд руб. Компания подала встречный иск и потребовала взыскать с заказчика более 6 млрд руб.: 3,9 млрд руб. за выполненные работы и 2,2 млрд руб. упущенной выгоды (данные арбитража).

Суд отклонил требования Росжелдора по возврату аванса, так как выяснилось, что агентство уже получило эти деньги от Альфа-банка, который перечислил заказчику 5 млрд руб. по банковской гарантии. Требование «Стройновации» выплатить 3,9 млрд руб. за выполненные работы арбитраж, напротив, поддержал. Однако деньги компания пока не получила: в июле 2015 года в «Единой службе заказчика» введена процедура наблюдения, а требования «Стройновации», согласно материалам арбитража, включены в третью очередь требований кредиторов.

В порядке регресса Альфа-банк потребовал у «Стройновации» возместить 5 млрд руб., выплаченных Росжелдору. Компания деньги вернула, но в марте этого года обратилась в суд с иском к банку на 6,08 млрд руб. У Альфа-банка не было юридической необходимости раскрывать гарантию, потому что на тот момент компания судилась с Росжелдором (и в итоге выиграла), объясняет участник процесса.

Суд удовлетворил требования «Стройновации» частично: арбитраж отказал признать выплату Росжелдору средств по гарантии злоупотреблением правом, но взыскал с банка неосновательное обогащение в 5,05 млрд руб., 540,3 млн руб. процентов и убытки на сумму 495 млн руб., сообщил РБК представитель Альфа-банка. Он добавил, что банк с решением не согласен и будет его обжаловать. Представитель Росжелдора не смог предоставить РБК оперативный комментарий.

Кто построит дорогу

Сейчас лицензия на разработку Элегестского угольного месторождения принадлежит Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) Байсарова. Летом в кулуарах петербургского делового форума бизнесмен сообщил ТАСС, что строительство железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино начнется уже в конце года. «Конкурс объявим, думаю, раньше», — говорил Байсаров.

Проект железой дороги оценивается в 217,2 млрд руб. На строительство будут выделены средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ)  — 86 млрд руб. (40% стоимости проекта). Сдать железную дорогу в эксплуатацию планируется до 2019 года.

Подрядчиков для строительства железной дороги Байсаров подбирает уже несколько лет. В мае 2015 года ТЭПК подписала меморандум о сотрудничестве с China Civil Enginееring Construction Corporation, которая была заинтересована в строительстве ветки. В июне Байсаров говорил, что китайская компания будет участвовать в тендере на общих основаниях.

В 2014 году бизнесмен пытался выкупить компанию «Стройгазконсалтинг» у основателя Зияда Манасира. Но сделку так и не закрыли, а весной 2015 года компанию купили Газпромбанк и фонд UCP под управлением Ильи Щербовича. Впрочем, летом Байсаров не исключал, что компания, несмотря на смену собственника, заинтересуется строительством железной дороги.

В конце июля стало известно, что Байсаров приобрел блокпакет (25% плюс одна акция) УСК «Мост» у миллиардера Геннадия Тимченко. Тот пытался продать компанию еще в начале года одному из действующих акционеров, но сделка не состоялась, так как у покупателей не хватило денег, говорил РБК источник, близкий к Байсарову. Сам бизнесмен приобрел актив, потому что готовится к строительству железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино, в проекте которой 120 мостов и восемь тоннелей, объяснял интерес к строительной компании представитель Байсарова.

Представитель «Суммы» не ответил на вопрос РБК о том, сохраняет ли «Стройновация» интерес к строительству железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино и будет ли участвовать в новом тендере. Источник в «Стройновации» сказал РБК, что компания ознакомится с условиями тендера, но вряд ли будет участвовать в строительстве ветки. 

Нет меток для данной записи.

Эта запись была опубликована 05.10.2015в 05:47. В рубриках: Без рубрики. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.