С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе», запрещающие размещать рекламу на телеканалах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств».

Подразумевается, что реклама должна была исчезнуть из эфира подавляющего числа каналов, распространяемых через спутник или кабельные сети. Но, как выяснил РБК, ограничения не затронули около четырех десятков вещателей, принадлежащих «Первому каналу», ВГТРК и «Газпром-Медиа».

Исключения из правил

В поправках предусмотрены исключения. Во-первых, запрет не распространяется на десять так называемых общероссийских обязательных общедоступных телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «ТВ Центр», «Карусель» и «Общественное телевидение России».

Эти каналы определены указом президента, входят в первый цифровой мультиплекс (пакет каналов, вещающих на одной частоте), и государство из федерального бюджета выделяет этим вещателям средства на распространение их аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. А все кабельные и спутниковые операторы обязаны безвозмездно распространять эти десять каналов в своих сетях.

Во-вторых, по-прежнему могут размещать рекламу каналы, которые распространяются «с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания». Как разъясняли ранее Минкомсвязь и Федеральная антимонопольная служба, если у канала есть лицензия на наземное эфирное вещание по результатам конкурсов, которые проводила Федеральная конкурсная комиссия при Роскомнадзоре, то он может и дальше зарабатывать на рекламе. Такая лицензия закрепляет за телекомпанией право вещать на определенной радиочастоте. Эфирными каналами являются, к примеру, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Домашний», «Перец», «Ю», Disney, «Звезда».

В последние годы в связи с планировавшимся переходом на цифровое телевещание новые лицензии на аналоговое вещание не выдавались, только переоформлялись старые. Зато каналы могли получать так называемую универсальную лицензию, которая позволяет распространять свой сигнал во всех технических средах, но не закрепляет за вещателем ни одной радиочастоты.

Успешные попытки обойти запрет на рекламу уже были. Еще летом прошлого года, спустя лишь несколько недель после принятия Госдумой поправок, каналу Lifenews Арама Габрелянова удалось переоформить свою универсальную лицензию, включив в нее несколько радиочастот в семи небольших городах Иркутской, Курской и Нижегородской областей, а также в Республике Татарстан. Тем самым канал стал эфирным и, соответственно, бесплатным.

А в сентябре входящий в холдинг «СТС Медиа» и запущенный прошлой весной в кабельных сетях канал «СТС Love» также изменил свою лицензию и получил право вещать на конкретных радиочастотах в Красноярском и Приморском краях, а также в Кемеровской, Пермской и Тюменской областях. Эти частоты могли переуступить другие каналы «СТС Медиа» СТС, «Домашний» или «Перец». Как правило, у многих эфирных каналов есть лицензии на эфирное вещание не только на всю страну, но и отдельно на многие регионы.

Одна частота на всех

Но в последний день 2014 года число эфирных каналов резко выросло. 31 декабря Роскомнадзор выдал около 40 лицензий на телевещание структурам «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа». Соответствующая информация появилась в реестре лицензий на телерадиовещание на сайте ведомства.

ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть», управляющее «Цифровым семейством «Первого канала», получило, к примеру, пять лицензий на вещание каналов «Телекафе», «Дом кино», «Время: далекое и близкое», «Музыка Первого» и «Бобер». Теперь помимо универсальной лицензии на всю страну у этих проектов есть и лицензии на вещание в Москве на 34-й частоте в строго определенные часы. «Дом кино» (лицензия №6215)  может вещать на этой частоте только с 1:30 до 2:30, а «Телекафе» (лицензия №26216) с 4:30 до 6:30.

Эта же 34-я частота фигурирует и в лицензиях, выданных структурам ВГТРК и «Газпром-Медиа». Запущенный прошлым летом и принадлежащий ВГТРК анимационный канал «Мульт» (лицензия №26222) может вещать в Москве на этой частоте с 20:00 до 24:00. А за каналом «Индия ТВ» (лицензия №26221), который производит входящая в «Газпром-Медиа» группа Red Media, закреплено время с 10:00 до 12.00.

Кроме тематических телепроектов «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» право круглосуточно вещать в Москве на все той же 34-й частоте получил LifeNews Арама Габрелянова (лицензия №26208). Эта же частота с 00:00 до 12:00 зарезервирована за принадлежащим столичному правительству каналу «Москва. Доверие» (лицензия №26243).

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский не ответил на звонки корреспондента РБК.

На 34-й частоте в Москве в стандарте DVB-T осуществляется цифровое телевещание, указано в открытых источниках. «Цифра» позволяет на одной частоте одновременно транслировать сразу несколько телеканалов.

Информация о том, чтобы Роскомнадзор распределил этот цифровой ресурс в Москве, ранее не раскрывалась. До сих пор публично сообщалось лишь об одном факте распределения «цифры»: в декабре 2012 года Роскомнадзор выбрал на конкурсе десять каналов (сейчас это СТС, «Домашний», ТНТ, РЕН ТВ, «Спорт плюс», ТВ-3, «Звезда», «Мир», «Муз ТВ» и «Спас»), которые вошли в так называемый второй мультиплекс. Он должен вещать на всю страну, но запуск этого мультиплекса в итоге был фактически отложен до 2019 года.

Работа над ошибкой

Пресс-службы «Всемирной сети «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» не ответили на запрос РБК.

Распределение 34-й частоты в Москве для тематических каналов преследовало лишь одну цель перевести этих вещателей в разряд бесплатных, что позволит им и дальше размещать рекламу, утверждает топ-менеджер одного из телевизионных холдингов.

Принятые летом прошлого года ограничения для платных каналов сейчас признаны ошибкой, пояснил собеседник РБК. Он напомнил, что инициатором запрета был, в частности, Михаил Лесин, который 12 января уступит пост председателя правления «Газпром-Медиа» Дмитрию Чернышенко. Сам Лесин в интервью Forbes минувшим летом подтверждал, что участвовал в обсуждении этой инициативы. С уходом Лесина руководители федеральных каналов смогли добиться поблажек для своих тематических проектов, хотя целесообразно было бы отменить запрет полностью, резюмирует собеседник РБК.

С предложением пересмотреть запрет уже несколько раз выступал Общероссийский народный фронт (ОНФ). Организация предлагает отменить ограничения для региональных и муниципальных кабельных телеканалов. В Госдуму даже были внесены два соответствующих законопроекта, но до первого чтения они пока так и не дошли.

В последний раз ОНФ заявил о необходимости пересмотреть запрет 29 декабря, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в тот же день ответил, что Владимир Путин может поручить проработать этот вопрос.

«Это не наше было решение и не наше предложение. Эти решения были инициированы представителями масс-медиа, точнее, руководством этих [общефедеральных] каналов», прокомментировал запрет сам Путин на своей пресс-конференции 18 декабря.

 

Клиенты исследовательской компании TNS Russia получили первые в этом году результаты измерений телевизионной аудитории: как россияне смотрели программы федеральных телеканалов 31 декабря и 1 января.

По среднесуточной доли аудитории за весь эфирный день 31 декабря 2014 года (начался в шесть часов утра и закончился в шесть утра уже 1 января 2015 года) лидером по всей России стал «Первый канал», свидетельствуют данные TNS. Среди всех зрителей старше 18 лет доля «Первого» за весь день составила 20,9%. Это означает, что в среднем 20,9% всех россиян, кто проживает в городах с населением от 100 тыс. человек и кто 31 декабря смотрел телевизор, остановили свой выбор на передачах «Первого канала».

Аналогичный показатель «России 1» – 19,5%. У третьего крупнейшего федерального канала – НТВ – среднесуточная доля аудитории 31 декабря составила всего 8,6%. У других вещателей показатели оказались еще меньше: к примеру, у ТНТ это 5,9%, у СТС – 7,4%. Таким образом, можно говорить о том, что 31 декабря основная борьба за зрителя развернулась между «Первым каналом» и «Россией 1».

Правда, тут надо учитывать, что каждый вещатель работает в своей целевой аудитории. У «Первого канала» это россияне 14–59 лет, у «России 1» – все россияне старше 25 лет, у НТВ – как раз россияне старше 18 лет, у ТНТ – россияне 14–44 лет, у СТС – россияне 10–45 лет и т.д. Однако сравнить между собой каналы надо в какой-то одной аудитории. Для сопоставления крупных вещателей – «Первого», «России 1» и НТВ – чаще используется аудитория «Все россияне старше 18 лет».

31 декабря в эфире «Первого канала» и «России 1» доминировала советская киноклассика. На «Первом» днем показали «Королеву бензоколонки», вечером – «Джентльмены удачи», затем традиционную «Иронию судьбы». На «России 1» с утра можно было посмотреть «Чародеев», вечером – «Кавказскую пленницу» и не менее традиционную для 31 декабря комедию «Иван Васильевич меняет профессию».

Шедшие практически одновременно «Ирония судьбы» и «Иван Васильевич» собрали почти одинаковую аудиторию, следует из данных TNS. Доля аудитории «Иронии судьбы…» на «Первом» равнялась 23,3% при рейтинге 9% (то есть 9% всех жителей российских городов с населением от 100 тыс. человек). Доля «Ивана Васильевича…» – 22,3% при рейтинге 8,7%.

Самой популярной передачей на «Первом» 31 декабря ожидаемо стало новогоднее поздравление президента Владимира Путина. Если доля аудитории концерта «Проводы старого года на «Первом», начавшегося в 22:30, равнялась в среднем 21,6% при рейтинге 8,6%, то у обращения президента, стартовавшего в 23:56, доля была уже 31,7% при рейтинге 14,1%. То есть значительное число россиян специально включили телевизор только для того, чтобы услышать обращение Путина, и при этом многие выбрали именно «Первый канал».

На «России 1» доля аудитории поздравления Путина составила 29,4% при рейтинге 13%. Показатели транслировавшегося перед этим «Новогоднего парада звезд» – 25,2% и 10,1% соответственно.

Борьбу за зрителя уже после полуночи в этом году с небольшим преимуществом выиграла «Россия 1», свидетельствуют телеизмерения TNS. В среднем доля аудитории «Голубого огонька на Шаболовке», начавшегося 00:04 1 января, достигла 25,1%, тогда как у «Новогодней ночи на «Первом» – 24,9%. Хотя рейтинг у новогоднего шоу на «Первом», закончившегося раньше, чем «Огонек» на «России 1», был в целом чуть больше – 7,2% против 6,6%.

Лидером по среднесуточной аудитории уже 1 января 2015 года (этот эфирный день начался в 06:00, когда новогодние шоу уже закончились) также стал «Первый канал» с 17,5%. У «России 1» это только 14,1%, у НТВ – 7,8%, у ТНТ – 6,1%, у СТС – 5,8%.

В этот день «Первый» и «Россия 1», в частности, повторили показанные накануне кинохиты. И они опять собрали у экранов немало зрителей. Доля аудитории «Иронии судьбы» на «Первом» равнялась 15,6% при рейтинге 4,9%, доля «Ивана Васильевича» на «России 1» – те же 15,6% при рейтинге 5,7%.

Наибольший же интерес 1 января у зрителей «Первого» вызвал выпуск новостей в полдень (доля 21,4%, рейтинг 5,8%) и фильм «Аватар» (21,7% и 6%). На «России 1» самой популярной программой стал «Юмор года» с долей 18,6% и рейтингом 6,5%.

В пресс-службе TNS подтвердили, что результаты телеизмерений за 31 декабря и 1 января уже доступны всем клиентам.  Для прессы отчеты измеритель будет готов представить в первый рабочий день 2015 года.