Роста не хватило

В понедельник, 12 января, «Магнит» предварительно отчитался за 2014 год, первым из публичных российских компаний розничной торговли. Продажи ретейлера в рублях за год выросли на 31,61%, до 762,72 млрд руб. Этот рост оказался в рамках прогноза, который озвучивал основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий: его ожидания находились в коридоре 31–33%. Только в четвертом квартале выручка увеличилась на 35,68%, до 220,43 млрд руб., в декабре – на 37,3%, до 87,36 млрд руб. Но этого роста не хватило, чтобы компенсировать девальвацию рубля.

«Несмотря на то что компания выполняет свои планы по выручке, показывает те темпы открытий, на которые нацеливалась, темпы роста в долларовом выражении по сравнению с компаниями-аналогами из других стран становятся менее привлекательными из-за ослабления рубля», – говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. За год ко 2 января 2015 года «Магнит» подешевел на Лондонской бирже на 33,5%, до $20,83 млрд. 

Впрочем, «Магнит» получает выручку в рублях и целевые финансовые показатели устанавливает также в национальной валюте, отмечает Колупаева: «Ослабление курса рубля – фактор, на который компания не может влиять, поскольку свою ценовую политику она не привязывает к изменению курсов валют». «Инвесторы оценивают рублевую динамику выручки, а она идет в ногу со всеми ожиданиями», – согласна аналитик Credit Suisse Виктория Петрова. «Магнит» приближается к 10 тыс. точек, за 2014 год сеть выросла на 1,618 тыс. магазинов.

Пресс-служба «Магнита» не ответила на запрос РБК.

Преимущество у дискаунтеров

Несмотря на текущую экономическую ситуацию в России, «Магнит» показывает устойчивую модель бизнеса, считает Петрова. В конце года ретейлер усилил результаты по среднему чеку и трафику: так, в четвертом квартале 2013-го к аналогичному периоду 2012-го средний чек вырос на 4,29%, аналогичный рост – год к году – в последнем квартале 2014 года составил 12,41%.

Покупательский трафик за октябрь–декабрь вырос на 4,33%, а в конце 2013-го он, наоборот, снижался – на 1,52%.

Сопоставимая выручка (в одних и тех же магазинах) в четвертом квартале 2013-го выросла на 2,71%, в конце 2014-го – на 17,28%. Главным образом, ускорение произошло за счет роста среднего чека.

Ожидается, что в 2015 году основное преимущество будет у сетей дискаунтеров, куда может перераспределиться потребительский трафик из других форматов. В магазинах этого формата генерируется около 75–80% выручки крупнейших розничных компаний, таких как «Магнит» и «Дикси», доля формата в обороте X5 Retail Group – около 70%. «О`кей» также готовится открыть первые магазины своей новой сети дискаунтеров «Да» в 2015 году.

«В следующем году формат «магазин у дома» должен оказаться более устойчивым к снижению потребительского спроса и даже демонстрировать приток дополнительного трафика из супермаркетов и гипермаркетов», – говорила Колупаева.

У российского подразделения германской сети Metro Cash & Carry есть два мини-формата: магазины шаговой доступности «Фасоль» и пилотный проект «Фасоль Экспресс», открытый в подземном переходе в октябре 2014 года. А премиальный ретейлер «Азбука вкуса» решил пойти в новый для себя демократичный сегмент – компания начинает открывать новую сеть «АВ маркет», которая будет работать практически в одной ценовой нише с «Ашаном».​

Продукты дорожали быстрее инфляции

Росстат подтвердил оценку инфляции по итогам 2014 года на уровне 11,4%, говорится в сообщении службы; годом раньше этот показатель составлял только 6,5%. Индекс потребительских цен в декабре оказался на уровне 2,6% по сравнению с 0,5% в последнем месяце 2013 года.

Двузначной инфляция стала еще к концу третьей недели декабря – это произошло впервые с 2008 года. По итогам 2008 года индекс достиг 13,3%.

Первоначальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2014 год составлял 4,5–5,5%. В начале декабря он был повышен до 9%, но уже 11 декабря глава Центробанка Эльвира Набиуллина оценила индекс примерно в 10%.

Целый ряд продуктов дорожал в разы быстрее средних темпов инфляции. Так, цены на белокочанную капусту в декабре выросли сразу на 31,7%, а огурцы подорожали на 28,1%. Цены на гречку, подорожавшую в ноябре сразу на 54,4%, несколько притормозили – в декабре их рост замедлился до 22,4%. Остальные крупы дорожали куда медленнее, а потому средний прирост цен на них за месяц составил лишь 11,5%, тогда как за год крупы подорожали на 34,6%.

В числе наиболее подорожавших в декабре продуктов оказались также куриные яйца (+14,5%) и сахар-песок (+14,3%). Из непродовольственных товаров сильнее всего подорожали телевизоры (+16%), микроволновки, холодильники и прочая бытовая техника (от 12,1% до 15%), а также компьютеры (+8,9%).

В результате скачка цен стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России к концу декабря 2014 года выросла до 3297,9 руб., что на 5,1% выше, чем в ноябре. За весь прошлый год стоимость минимального набора увеличилась на 15,3%.

По словам высокопоставленного чиновника финансово-экономического блока, «двузначный рост цен сохранится в течение почти всего 2015 года». При этом собеседник РБК уточнил, что он достигнет своих высших значений в конце первого квартала. Эту же информацию в середине ноября озвучил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Бывший глава Минфина, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин заявлял ранее, что в следующем году инфляция может ускориться до 15%.

 

Нет меток для данной записи.

Эта запись была опубликована 13.01.2015в 06:01. В рубриках: Без рубрики. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.