​Заставы в Крыму

Присоединение Крыма к России в 2014 году потребовало создания на полуострове с нуля пунктов пропуска через новую российскую государственную границу. «В прошлом году у нас добавилось 12 пунктов пропуска в Крыму», — рассказала РБК начальник управления государственной политики Росграницы Людмила Лихачева. По закону пункты пропуска устанавливаются решением правительства или межправительственным соглашением с сопредельной стороной. «Учитывая политическую обстановку, достижение договоренностей с Украиной и подписание межправительственного соглашения об установлении на наших границах новых пунктов пропуска стало невозможным», — говорит Лихачева, потребовался правительственный акт.

Места размещения пунктов пропуска, по словам представителя Росграницы, выбирались на сложившихся направлениях движения между полуостровом и континентальной частью с учетом наличия инфраструктуры на украинской стороне. Пока основная нагрузка приходится на шесть пунктов. Первыми, по ее словам, начали функционировать три автомобильных — Армянск, Перекоп и Джанкой, чуть позже два железнодорожных — Армянск и Джанкой, а также воздушный в аэропорту Симферополь.

Обустроенные в 2014 году пункты пропуска созданы из модульных, быстровозводимых конструкций. «У нас и сейчас намного более достойные условия, чем на сопредельной стороне. Там — шлагбаум и домики, а с российской стороны — современные здания, в которых есть и оборудованные места для несения службы, помещения для отдыха и приема пищи. Все это новое и комфортное», — подчеркивает Лихачева.

Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)» в Крыму запланировано строительство капитальных зданий, в которых будут предусмотрены достаточные помещения для всех государственных контрольных органов с современным оснащением, отмечает Лихачева, строительство начнется в 2017 году.

Объем выделяемых средств раскрыл на июньской пресс-конференции в Москве руководитель агентства Константин Бусыгин. По его словам, на работы в Крыму ФЦП предусмотрено 6,9 млрд руб. В стоимости пункта пропуска треть — строительные работы, остальное — оборудование, рассказал он.

Стоимость зависит от типа пункта пропуска, пояснил РБК руководитель предприятия «Росгранстрой» Алексей Шестопалов, стационарный обходится в среднем в 350–400 млн руб. Морской пункт пропуска в Махачкале обойдется в 800 млн руб., а автомобильный в Калининградской области, с мостом через Нарву — в 2,3 млрд руб.

В Абхазию на электричке

Ведет Росграница работу и по модернизации пунктов пропуска на границах России с Абхазией и Южной Осетией, с которыми заключила договоры о более тесной интеграции.

Самым загруженным пунктом пропуска через границу между Россией и Абхазией является автомобильный Адлер. «Росграницей была проведена реконструкция этого пункта пропуска, однако в летний сезон напряженная ситуация в нем сохраняется и сейчас. На последней встрече президентов обсуждалось, что можно сделать, как перезапустить потоки», — рассказывает Лихачева.

На последнем совещании, проведенном в Сочи министром транспорта Максимом Соколовым, принято решение о проведении пограничного контроля в пригородных электропоездах, которые двигаются из Адлера в Гагры. Процедура заработала с 20 июня. Остановиться электричке придется, но на пограничны​й контроль уйдет не более 30 минут.

Будет реконструирован и автомобильный пункт пропуска Адлер, обещает Лихачева: планируется построить дополнительную полосу для въезда автобусов, чтобы они не блокировали движение легкового транспорта, также решается вопрос о создании дополнительных полос движения внутри пункта пропуска, но пока на это необходимое финансирование не выделено.

Действий только с российской стороны недостаточно. «Нужна синхронизация работы с сопредельной стороной. Представители абхазских властей очень заинтересованы», — говорит Лихачева.

По той же модели развивается сотрудничество с Южной Осетией. Планируется реконструкция пункта пропуска Нижний Зарамаг.

Сколько тратят на границу

В 2003–2011 годах на обустройство госграницы было потрачено 110 млрд руб. В сентябре 2011 года Владимир Путин объявил на совещании в Сочи, что до 2020 года на обустройство границы выделят 134 млрд руб. Как отмечала газета «Ведомости», это почти в пять раз меньше, чем запрашивали Росграница, ФСБ и ФТС. При этом в финансово-экономическом блоке правительства пограничным ведомствам пообещали через три года вернуться к вопросу и, возможно, увеличить финансирование.

В 2014 году федеральная целевая программа «Государственная граница РФ» была внесена Счетной палатой в список ФЦП, которые в 2013 году были профинансированы менее чем на 90%.

В апреле 2015 года глава Росграницы Константин Бусыгин заявил в интервью РИА Новости: «На ближайший год на первый план выходит экономия. Необходимо решать поставленные задачи в условиях ограниченных финансовых ресурсов». Он пояснил: «Денег стало меньше на 35% от того, что планировалось. Средств из года в год все меньше и меньше». По словам Бусыгина, в 2015 году на строительство и ремонт пунктов пропуска выделили 3 млрд руб., в том числе 43 млн — на крымские объекты.

Оборудование пунктов пропуска в последнее время ведется с использованием преимущественно отечественного оборудования, подчеркивает чиновница.

Но средств не хватает: на пресс-конференции Бусыгин говорил о недостаточном финансировании: в частности, ведомство недополучает 50% финансирования на содержание пунктов пропуска на границах России.

Евразийские шлагбаумы​​​

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также требует укрепления внешних границ, и в этом Россия оказывает партнерам помощь. «Российское правительство очень заинтересовано в развитии Таможенного союза и Евразийского экономического союза, в этом плане огромное внимание уделяется и Армении, и Киргизии, в частности пунктам пропуска на внешних границах данных государств. Для нас это новая тема, ранее мы не участвовали в обустройстве пунктов пропуска на иностранной территории», — рассказала Лихачева.

В Армении, по ее словам, планируется открыть представительство Росграницы, а три сани​тарно-карантинных поста будут оборудованы для работы представителей соответствующих ведомств.

В Киргизии, по словам Лихачевой, остро стоит вопрос о создании необходимых условий на погранзаставах — на внешних границах государства (с Китаем), но пока все находится в стадии проработки.

Оказание Россией помощи Киргизии логично: если не обустроить пропускные пункты и границу с Китаем, обесценится сам ЕАЭС, так как продолжатся нерегулируемые поставки китайской продукции, а у самой республики средств на эти работы нет, говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Как с Киргизией, так и с Арменией все делается по соглашениям с правительствами, поэтому говорить о вмешательстве Москвы не приходится, говорит Жарихин. США, по его словам, тоже присутствуют на рубежах североатлантического альянса, в гораздо большем объеме, чем Россия на границах своих союзников, — это в определенном смысле наследие послевоенного мира. 

Нет меток для данной записи.

Эта запись была опубликована 10.07.2015в 05:51. В рубриках: Без рубрики. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.